Генеральное консульство Российской Федерации в городе Хошимине
+84-28-3-930-39-36 (при звонках из России),
028-3-930-39-36 (при звонках по Вьетнаму), +84903084588 (для экстренной связи)
/
ru
09 апреля

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 9 апреля 2020 года

График работы МИД России сейчас полностью сконцентрирован и сфокусирован на ситуации с российскими гражданами, которые находятся за рубежом. Работа строится по двум направлениям:

1. Содействие возвращению на Родину,

2. Оказание материальной, логистической и другой помощи тем, кто остается за рубежом.

Я обычно отвечаю на вопросы в конце, но в данном случае все традиции нарушены. Я собрала основные вопросы, которые нам поступают в связи с ситуацией с российскими гражданами, которые находятся за рубежом и которым требуется содействие в эти непростые для всего мира дни.

1. Какие меры предпринимает МИД?

2. Какое количество граждан России ожидает возвращения из-за рубежа?

3. Какие проблемы возникают при содействии возвращению на Родину?

4. С чем связано выборочное содействие возвращению граждан на Родину?

5. В какие сроки планируется завершить весь этот процесс?

6. Нужно ли оплачивать авиабилеты для возвращения в Россию или в каждом случае это индивидуально?

7. Где остается наибольшее количество наших граждан?

8. Как с точки зрения эпидемиологической ситуации лучше действовать тем, кто еще имеет возможность не возвращаться в Россию – нужно ли сидеть на карантине за границей или все же вернуться?

9. Каков механизм оповещения и оказания финансовой помощи гражданам?

10. Почему не отвечают телефоны посольств/консульств и разнится официальная информация?

Это основные вопросы, на которые я хотела бы сейчас дать комплексный ответ.

Если говорить о ситуации в мире в контексте распространения коронавирусной инфекции, то за прошедшую неделю распространение эпидемии коронавируса продолжало сохранять высокую динамику. Пандемией охвачено уже 180 государств. Число заболевающих за рубежом также растет.

Теперь о том, чему были посвящены обозначенные мною вопросы.

В понедельник 6 апреля Российская Федерация возобновила авиарейсы по содействию возвращению своих граждан из зарубежных стран (http://government.ru/news/39403/), как об этом ранее было заявлено руководителем Оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации Т.А.Голиковой. (http://government.ru/docs/39376/)

Хотела бы напомнить, что в целях сбора сведений о российских гражданах, желающих вернуться на Родину, а также информации о состоянии россиян, находящихся за рубежом, было необходимо подать заявление через портал Госуслуг. Данная информация собирается и обрабатывается в соответствии с действующим законодательством нашей страны о персональных данных, её обработка осуществляется Минкомсвязи России, а также теми государственными органами, которые в соответствии с законодательством вовлечены в данный процесс. (https://www.gosuslugi.ru/395103/1).

Учитывая, что один из вопросов был о том, почему разнятся данные, призываем всех наших граждан оперировать именно информацией, которую они получают через портал Госуслуг. Много материалов идет в СМИ, через различные сайты. Я хотела бы еще раз подчеркнуть, что главным источником получения информации о планируемых рейсах, о тех действиях, которые необходимо предпринимать в случае, если рейс подтвержден и человек получает информацию о том, что он зарегистрирован на рейс, является портал Госуслуг.

На основании поданных сведений граждане, которые планировали вылететь домой в Россию, но из-за отмены авиасообщения не смогли этого сделать, получают финансовую поддержку на время пребывания за границей вплоть до возращения в Россию или возобновления регулярного авиасообщения. Хотела бы поправить коллег-журналистов – эта финансовая поддержка не МИД России, а Правительства Российской Федерации. Часто говорят о том, что это средства МИД России, это средства выделенные Правительством. В первую очередь выделяемые средства пойдут на оплату временного размещения наших граждан на территории иностранных государств, не все из них могут сейчас с этим справиться самостоятельно. Есть люди, которым нужна действительно по-настоящему экстренная помощь.

Поступили сведения о приблизительно 25,5 тыс. граждан, подавших такие заявления, из которых более 24 тыс. уже обработано. Выплаты начали получать около 4 тыс. человек и будут получать на ежедневной основе до момента возращения в Россию, либо до момента возобновления регулярных рейсов. При этом сегодня Комиссия, которая работает в МИД России, рассмотрит еще значительное число обращений по выделению материальной помощи. Мы исходим из того, что к завтрашнему дню будет согласовано до 2 тыс. обращений. Хотела бы напомнить, что на эти цели Правительство России выделило МИД России соответствующую сумму. Распоряжение доступно на сайте Правительства Российской Федерации. Выплаты зачисляются на карточки граждан, которые они обозначали на сайте Госуслуг, в срок до 48 часов после подачи заявления. Этот срок связан с работой Комиссии МИД России по рассмотрению обращений граждан.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля №433, на поддержку могут претендовать граждане, у которых есть обратные билеты на период с 16 марта по 31 мая. Такая помощь составляет 2,4 тыс. руб. на человека в день, на ребенка в возрасте до 14 лет предусмотрены выплаты в 1,6 тыс. руб. в день. Те, у кого нет билетов на этот период, смогут получить помощь в соответствии с постановлением Правительства об оказании содействия гражданам, оказавшимся за рубежом без средств к существованию.

Хотела бы обратить внимание на принципы, ранее опубликованные на сайте Министерства транспорта Российской Федерации, которыми руководствуется Рабочая группа Росавиации, координирующая работу по перевозке российских граждан воздушным транспортом из иностранных государств в Российскую Федерацию.

На текущий момент на вывозные рейсы могут претендовать россияне, выехавшие из России после 1 января 2020 года. Были рейсы, на которые российские граждане зарегистрировались на портале Госуслуг и планировали попасть, но не попали. Это во многом было связано с тем, что дата их заезда на территорию зарубежных государств предшествовала 1 января 2020 года. Соответственно заявки тех, кто давно находится в стране пребывания (на постоянном месте жительства или имеет гражданство этой страны), будут рассмотрены, но приоритетное внимание уделяется тем, кто выехал за рубеж после 1 января 2020 года.

Все въехавшие после 1 января 2020 г. в обязательном порядке должны быть зарегистрированы на портале Госуслуг. Должна об этом сказать еще раз для того, чтобы привлечь к этому внимание. На основании этих сведений формируются списки вывозных рейсов.

У очень многих СМИ и граждан были и остаются вопросы – почему вначале списки составлялись посольствами, МИД России, а затем, как было написано в одном из изданий, «полномочия перешли к Минкомсвязи». Это вольная журналистская трактовка. Речь идет не о полномочиях, а об изменении алгоритма оказания содействия вывозу. На данном этапе именно с этим связано начало регистрации граждан на портале Госуслуг не только по получению материальной помощи, но и в логистике вывоза.

При принятии решения, а, главное, организации вывозных рейсов главное внимание сфокусировано на эпидемиологической обстановке в нашей стране. Идет работа с регионами. Формирование вывозных рейсов происходит по принципу учета в приоритетном плане возможностей того региона или того города, куда осуществляется прилет. Соответственно, и формирование рейса происходит по этому принципу. Очень важно понять, что граждане Российской Федерации – это не только те люди, которые сейчас находятся за рубежом, но и те люди, которые находятся в нашей стране. Учитывать необходимо интересы всех. В этой связи, учитывая эпидемиологическую обстановку в стране, был изменён алгоритм соответствующей работы. Это требовало изменение обстановки. Эта работа теперь ведется через сайт и портал Госуслуг.

Это не просто один раз затверждённая схема – это схема, которую нужно приспосабливать с учетом изменения ситуации с огромным количеством неизвестных на данный момент:

1. Ситуация в стране, в которой оказались люди, наличие режима ЧС, карантинных мер, ограничений по передвижению внутри страны, проблем с приездом к пункту сбора.

2. Формирование списков на рейсы с учетом того, куда идет борт. Идет ли он в конкретный регион или город. Имеются ли у граждан, которые претендуют на то, чтобы быть вывезенным этим рейсом, возможности для проживания в том или регионе или городе.

Эта по-настоящему командная работа. Речь идет о том, что в ней участвуют несколько российских министерств и ведомств, а также руководители авиационных компаний. В первую очередь – это Министерство транспорта Российской Федерации, Росавиация, МИД России, Роспотребнадзор и, повторю, представители авиационных компаний. Эта работа координируется штабом и ведется практически в круглосуточном режиме с подключением наших посольств. Только с пониманием ситуации непосредственно в стране пребывания, с учетом наличия гуманитарных случаев, изменяющейся обстановки в этих странах – такая работа будет давать наилучший результат.

Мы учли недоработки и крупные проблемы, которые возникли за эти два дня с рядом рейсов. Эта работа будет еще в большей степени скоординирована.

Выработанный алгоритм на сегодняшний момент позволит обеспечить необходимые условия, направленные на нераспространение вирусной инфекции в нашей стране. При этом обеспечить интересы граждан, которые находятся как за рубежом, так и в нашей стране.

Возвращающиеся домой россияне должны исходить из принципа платности перелета. Об этом уже было заявлено. Это один наиболее популярных вопросов: как будет происходить оплата, взаимозачет? Об этом было сказано неоднократно по итогам заседания Рабочей группы. Вся информация доступна на сайте Минтранса и Росавиации. Также дополнительные сведения даются на портале Госуслуг. В первую очередь хотела бы обратить ваше внимание на сообщения, которые были опубликованы в виде пресс-релизов по итогам заседания последних двух-трех встреч Рабочей группы.

Повторю то, что уже было сказано. Если есть неиспользованные билеты иностранной авиакомпании (в первую очередь, мировой логистический кризис, который привел к невозможности выехать на территорию России, был вызван коллапсом мировых зарубежных перевозчиков), то российские граждане должны быть готовы заплатить сумму в 200 евро за человека при перевозке из пунктов вылета в Европе и 400 евро в случае дальних авиаперелетов. Предусмотрены скидки для детей. С иностранными компаниями пассажир будет решать вопросы компенсации за невыполненную перевозку в индивидуальном порядке, в том числе посредством судебных процедур.

Если же на руках у пассажира есть неиспользованный билет российского перевозчика, то принято решение, что такой пассажир будет принят на борт бесплатно на основании этого билета. Российские компании впоследствии осуществят между собой взаимозачеты.

График вывоза формируется с учетом введенных т.н. количественных квот – 500 человек ежедневно принимает Москва и 200 человек могут прибыть в региональные аэропорты https://www.mintrans.ru/press-center/news/9491 Эти решения уже доступны на порталах соответствующих российских ведомств.

Один из самых ярких вопросов, который я уже упомянула и на который хотела бы ответить, это вопрос о заполняемости бортов. Я уже сказала о том, что логистика или алгоритм формирования рейса достаточно сложный – имеются временные ограничения (дата выезда человека за рубеж), вопрос, где человек будет находиться и куда направляется рейс. При этом главной мотивационной частью для разработки этого алгоритма являлась необходимость предпринимать все меры для избежания проникновения новой волны вируса на территорию нашей страны.

Есть примеры проблемные, а есть более чем удачные по формированию рейса. Хотела бы рассказать об одном из них. Это рейс из Бангкока в Москву, который прибыл 7 апреля с полной загрузкой – 402 кресла, хотя по факту пассажиров оказалось больше – 418 с учетом самых маленьких пассажиров, которые летели на руках у родителей. Это один из ярких и удачных примеров. Именно на эти примеры мы будем ориентироваться и дальше.

Когда я говорю мы, подразумеваю, что мы работаем единой командой под эгидой Правительства, штаба, в теснейшей координации со всеми нашими коллегами из упомянутых ведомств.

Хочу особо подчеркнуть, что данные меры предприняты на основе соответствующих актов, распоряжений, заключений. Было сделано так, чтобы они были максимально открытыми, транспаретными и доступными для изучения. Это сделано для того, чтобы граждане видели, какая работа ведется и на основе каких решений принимаются соответствующие меры, для СМИ, которые пристально следят за этой работой.

Сложно всем. Сложно тем, кто застрял на островах, которые еще недавно казались им раем, но сложно и тем, кто круглосуточно думает о том, как их оттуда вытащить. Но это все ничто по сравнению с тем, как сложно врачам, медикам, медсестрам, персоналу, всем тем, кто задействован сейчас в больницах, медучреждениях для оказания помощи людям, которые все-таки заболели. Им сейчас по-настоящему сложно. А нам всем надо потерпеть. Я не говорю о том, что это терпение бесконечно. Я хочу заверить в том, что делается все для того, чтобы решить эту сложнейшую проблему, с которой мир пока еще никогда не сталкивался. Это вызов, и мы его приняли.

С одной стороны это, наверное, красивые слова, но при этом это конкретная, кропотливая и непрерывная работа нескольких ведомств и огромного количества людей.

Отдельно хотела бы сказать о наших посольствах и ответить на вопрос, почему иногда и очень часто нельзя дозвониться. Потому что речь идет о десятках тысяч звонков в день. Это один из ответов. Но это не значит, что посольства могут этой работой не заниматься.

Также хотела бы призвать всех соотечественников, прибывающих на территорию Российской Федерации, ответственно подходить к своему здоровью и здоровью окружающих, соблюдать по возвращении на Родину режим самоизоляции или обсервации (карантина), если это необходимо, в течение 14-дневного периода. Обратите еще раз внимание, что в данном случае необходимо руководствоваться теми положениями, которые вводятся в соответствующем регионе.

Еще один вопрос, который нам задавали: как с точки зрения эпидемиологической ситуации лучше действовать тем, кто еще имеет возможность не возвращаться в Россию – нужно ли сидеть на карантине за границей или все же возвращаться? Нужно принимать решение исходя из факторов, о которых знаете только вы, находясь сейчас за рубежом. Общего рецепта нет. Но нужно понимать, что, безусловно, любые передвижения, переезды – это доолнительная нагрузка в связи с тем, что большое количество людей за рубежом инфицировано. Это не призыв. Это информация к размышлению для каждого конкретного человека. Если есть возможность позаботиться о своем здоровье сейчас, находясь в зарубежных странах, то, возможно, этой опцией можно было бы воспользоваться. Еще раз говорю, любые переезды, любое пребывание на улице ведет за собой, как говорят все представители медицинских учреждений, люди, занимающиеся этой проблемой, дополнительные нагрузки. На этот вопрос каждый должен ответить себе сам с учетом всех факторов.

Есть хорошая новость. Сегодня, несколько часов назад, из Рима вылетел еще один борт, который вывозит более 120 россиян. Их принимают Москва и Московская область. Это результат опять же совместной работы. Большое спасибо и регионам, которые сделали все для того, чтобы приезд граждан, которые уже находились в стране пребывания на карантине две недели, был как можно более комфортным. Эта работа действительно велась всю ночь. Можно сказать, что люди были в состоянии полного измождения, учитывая, что их рейсы, которые осуществлялись зарубежным перевозчиком, откладывались порядка пяти раз.